О Мире
Все, что мы видим: небо, солнце, луну, звезды, облака, землю, на которой мы живем, воздух, которым дышим, и все, что на земле: траву, деревья, горы, реки, моря, рыб, птиц, зверей, животных, и наконец, людей, то-есть нас самих, все это сотворил Бог. Мир есть творение Божие.
Богат и разнообразен мир Божий! Но в тоже время в этом огромном разнообразии царит дивный и стройный порядок, установленный Богом или, как часто называют, «законы природы». Bсе растения и животные расселены по земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питаются. Всему дана определенная и разумная цель. Все в мире рождается, растет, стареет и умирает, одно сменяется другим. Всему Бог дале свое время, место и назначение.
Только человек живет повсюду на земле и над всем царствует. Бог Надлил его разумом и бессмертной душой. Он дал человеку особое, великое назначение: познавать Бога, уподобляться Ему, то есть, становиться все лучше и добрее, и наследовать жизнь вечную.
По внешнему виду люди разделяются на белых, черных, желтых и краснокожих, но все они одинаково имеют разумную и бессмертную душу. Через эту душу люди возвышаются над всем животным миром и уподобляются Богу.
Велик и необъятен мир Божий! Нельзя ни сосчитать, ни измерить его, а знает всему мepy, вес и число только сам Бог, сотворивший все.
Весь этот мир Бог создал для жизни и пользы людей – для каждого из нас. Так бесконечно любит нас Бог!
И, если мы будем любить Бога и жить по закону Его, то многое непонятное в Mиpе нам станет понятным и ясным. Мы полюбим мир Божий и жить будем со всеми в дружбе, любви и радости.
Тогда эта радость никогда и нигде не прекратится, и никто не отнимет ее, потому что Сам Бог будет с нами.
Но чтобы помнить, что мы принадлежим Богу, быть ближе к Нему и любить Его, то есть исполнить свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь, нам нужно больше знать о Боге, знать Его святую волю, то есть Закон Божий.
О Боге
Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он все может сделать, что пожелает.
Бог – высочайшее существо. Ему нет равного ни на земле, ни на небе. Мы, люди, своим разумом вполне постичь Его не можем. И сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.
Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его. Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.
Наконец, Саме Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге. Он открыл людям великую тайну, что Бог один, но троичен в Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святый.
Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.
Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сыне есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог.
Различаются Они только тем, что Бог Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца, а Дух Святый исходит от Бога Отца.
Иисус Христос через pacкрытие тайны Пресвятой Троицы научил нас не только истинно поклоняться Богу, но и любить Бога, так как все три Лица Пресвятой Троицы, – Отец, Сын и Святой Дух, – вечно пребывают друг с другом в непрерывной любви составляют Собою одно Существо. Боге есть всесовершеннейшая Любовь.
Святый Кирилл, учитель славян, старался так объяснить тайну Пресвятой Троицы, он говорил: «видите на небе круг блестящий (солнце) и от него рождается свет и исходить тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца – свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идете и тепло, исходит Дух Святый. Каждый различает отдельно и круг солнечный, и свет, и тепло (но это не три солнца), а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».
Св. Августин говорит: «Ты видишь Троицу, если видишь любовь.» Это значит, что тайну Пресвятой Троицы скорее можно понять сердцем, т. е. любовью, чем нашим слабым умом.
Учение Иисуса Христа, Сына Божия, было записано его учениками в священную книгу, которая называется Евангелием. Слово «Евангелие» значит благая или добрая весть.
А все священные книги, соединенные вместе, в одну книгу, называются Библией. Это слово греческое, а по-русски означает книги.
О Молитве
Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. «И буду ваме Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорить Господь Вседержитель» (2 Коринф. 6, И8). И мы поэтому так же, как к своему родному отцу или родной матери, можем всегда, в любое время, обращаться к Богу – к нашему Отцу Небесному. Обращение же наше к Богу есть молитва.
Значит молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом; «без Бога – ни до порога», говорит русская пословица.
Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. А Господь очень добр и милостив к нам; и если от чистого сердца, с верою и усердием будеме просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит наше желаение и дасте все, в чем мы нуждаемся. При этом нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать, что нам полезно и что вредно.
Плохо делают те, кто лениво молятся Богу: они удаляются от Бога, и Бог от них.
А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о Нем и не исполняет своего назначения на земле, то есть совершает грех.
Когда Бог слышит нашу молитву
Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, которым мы сделали зло, и даже с теми, которые обижаются на нас, потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву. Во время молитвы ум свой должны направить так, чтобы он ни о чем постороннем не думал, чтобы сердце наше желало лишь одного, как бы получше помолиться и угодить Богу.
Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва будет неугодна Богу, такую молитву Бог слушать не будет («не услышит нас») и даже может наказать.
Для прилежной и усиленной молитвы и доброй благочестивой жизни установлены посты.
Пост – это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать, читать Закон Божий и т.д. А чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего, меньше есть – совсем не есть мяса, яиц, молока, т. е. «скоромную» пищу, а есть только «постную» пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная «скоромная» пища вызываете у нас желание не молиться, а, или поспать, или же, наоборот, резвиться.
Самый большой и длинный пост бывает перед праздником Пасхи. Он называется «Великим постом».
Где и когда можно молиться Богу
Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути.
Христианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, переде вкушением и после вкушения пищи, переде началом и по окончании всякого дела. Такая молитва называется домашнею или частною.
В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, когда свободны от своих занятий, мы для молитвы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане; там мы молимся сообща, все вместе. Такая молитва называется общественною или церковною.
О Грехе
Грех, или зло, – есть нарушение закона Божия; беззаконие, или иначе сказать, грех есть нарушение воли Божией.
Как же люди стали грешить? И кто первый нарушил волю Божию?
Прежде сотворения видимого мира и человека, Бог сотворил ангелов. Ангелы – это духи беcтелесные, невидимые и бессмертные. Все ангелы были сотворены добрыми, и Бог им дал полную свободу – желают ли они сами любить Бога или нет. А это значит, пожелают ли они сами жить с Богом или без Бога.
Один из самых светлых и сильных ангелов не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог. Этот ангел перестал слушаться Бога, во всем стал противиться Богу, сделался врагом Божиим. Оне увлек за собой и некоторых других ангелов.
За такое противление Богу все эти ангелы лишились данного им света и блаженства (т. е. радости) и сделались злыми, темными духами.
Все эти темные, злые духи называются теперь бесами, демонами и дъяволами. Самый же главный дъявол, бывший самым светлым ангелом, называется сатаною, то есть противником (врагом) Бога.
Дъявол научил и людей не слушаться Бога – грешить. Он соблазнил, то есть хитростью и обманом научил первых, сотворенных Богом, людей – Адама и Еву – нарушить волю Божию.
Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы, и потому мы рождаемся в состоянии греха. Постоянно передаваясь из поколения в поколениe, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. Все люди, одни больше, другие меньше, все грешны.
Грех же всегда удаляет человека от Бога и ведет к страданиям, болезням и вечной смерти. Поэтому все люди стали страдать и умирать. Сами люди, своими силами, уже не могли победить зло, распространившееся в Mиpе и уничтожить смерть.
Но Бог, по милосердию Своему, помог людяме в этом, послав на землю Своего Сына, Спасителя нашего, Иисуса Христа.
О Крестном Знамении
Мы называемся христианами, потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.
Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греxa и вечной смерти.
Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес. Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и саму смерть – воскрес из мертвых, и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью.
Как победитель смерти – воскресший в третий день – Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день Mиpa, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.
Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью.
Один учитель, чтобы лучше объяснить ученикам, как Иисус Христос мог крестом Своим победить зло в мире пояснил следующим примером. Долгие годы швейцарцы боролись против своих врагов австрийцев. Наконец оба враждебных войска сошлись в одной долине, чтобы там дать решительное сражение. Австрийские воины одетые в панцырь (железную одежду) образовали со своими вытянутыми вперед копьями густые ряды, и швейцарцы, взмахивая своими палицами (тяжелые дубинки с утолщенным концом), безуспешно пытались прорвать ряды неприятеля. Несколько раз швейцарцы бросались вперед на врага с безумной храбростью, но каждый раз были отражаемы. Они не в силахе были прорвать густой строй копий.
Тогда один из швейцарских воинове Арнольд Винкельрид, жертвуя собою, выбежал вперед, обхватил обеими руками несколько выставленных против него копий и дал им воткнуться ему в грудь. Черезе этот путь швейцарцам был открыт и они ворвались в ряды австрийцев и одержали решительную и окончательную победу над врагами. Таке герой Винкельрид пожертвовал своею жизнью, умер, но дал возможность своему народу победить врага.
Подобно этому и Господь наш Иисус Христос страшные и непобедимые для нас копья греха и смерти принял Своею грудью, умер на кресте, но и воскрес, как победитель греха и смерти и этим открыл нам путь к вечной победе над злом и смертью, то есть открыл пути к вечной жизни.
Теперь все зависит от нас самих: если мы хотим избавиться от власти зла, – греха и вечной смерти, – то мы должны идти за Христом, то есть Bеpoвать во Христа, любить Его и исполнять Его святую волю, – во всем слушаться Его (жить со Христом).
Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные пальцы на лоб – для освященмя нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побуждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, гpеx этот называется кощунством.
Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.
Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этиме нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.
Слово «аминь» – значит: истинно, правда, да будет так.
О Поклонах Чтобы выразить Богу наше благоговение перед Ним и почитание Его, мы во время молитвы стоим, а не сидим: только больным и очень старым дозволяется молиться сидя.
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они Бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.
О Храме Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. В храме пребывает особенная благодать, или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).
Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно храме, или средняя часть храма, где стоят молящиеся и 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святый престол, на котором совершается таинство святого причащения.
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в святых дарах (в святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.
Совершающееся по особому чину (порядку) в храме, во главе со священнослужителем, чтение и пение молитв называется богослужением.
Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня). Во время ее воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос на Тайной Вечере.
Таинство причащения состоит в том, что в нем благодатию Божией хлеб и вино освящаются – делаются истинным Телом и истинною Кровью Христовой, оставаясь по виду хлебом и вином, и мы под этим видом хлеба и вина принимаем истинное тело и истинную кровь Спасителя, чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь.
Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем более смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.
Ко св. причастию нужно подходить спокойно и не спеша, скрестив на груди руки. После причастия поцеловать чашу, не крестясь, чтобы случайно не толкнуть ее.
Благословение Священника Священнослужители (т. е. особо посвященные люди, совершающие богослужения) – наши духовные отцы: епископы (apxиepeи) и священники (иереи) – осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.
Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображаюте буквы: Iс. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Когда мы в храме слышим слова общего благословения: «мир всем» и другие, то в ответ на них должны поклониться, без крестного знамения.
А чтобы получить отдельно для себя благословенье от епископа или священника, нужно складывать руки крестом: правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, – целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.
О Святых Иконах
В храме – иконостасе и по его сторонам, и в доме – в переднем углу находятся святые иконы, перед которыми мы молимся.
Иконою или образом называется изображение Самого Бога, или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников. Изображение это непременно освящается святой водою: через это освящение иконе сообщается благодать Святаго Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Бывают иконы чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется даже чудесами, например, исцеляет больных.
Сам Спаситель дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцеме и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда больной князь помолился перед этим нерукотворенным изображением (образом) Спасителя, то исцелился оте болезни своей.
Молясь перед иконою, мы должны помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.
Святая икона есть то же, что священная книга: в священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю.
Изображение Бога на иконах
Бог – Дух невидимый, но Он являлся святым людям видимым образом. Поэтому на иконах и изображаем Бога в том виде, в каком Он являлся.
Пресвятую Троицу мы изображаем в виде трех ангелов, сидящихе за столом. Это потому, чтов в виде трех ангелов Господь явился некогда Аврааму. Чтобы нагляднее представить духовность явившихся Аврааму, мы изображаем их иногда с крыльями.
Каждое из Лиц Пресвятой Троицы отдельно изображается так: Бог Отец – в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам.
Боге Сын изображается в том виде, каким Он был, когда для нашего спасения сошел на землю и сделался человеком: младенцем на руках у Божией Матери; учащим народ и совершающим чудеса; преображающимся; страдающим на кресте; лежащим во гробе; воскресшим и вознесшимся.
Боге Дух Святый изображается в виде голубя: так Он явил Себя во время крещения Спасителя в Иордане от Иоанна Крестителя; и в виде огненных языков: так Он сошел видимым образом на святых апостолов в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа.
Кого, кроме Бога, изображаем на иконах
Кроме Бога, мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых ангелов и святых людей.
Но молиться им должны не как Богу, а как близким к Богу, угодившим Ему своею святою жизнью. Они по любви к нам молятся за нас перед Богом. И мы должны просить их помощи и заступления, потому что Господь, ради них скорее услышит и наши грешные молитвы.
Достойно внимания, что образ Божией Матери, написанный учеником Господа Лукою, сохранился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидя Свое изображеше, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этою иконою». Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всх к Богу и вместе с тем близка также к нам. Ради Ея материнской любви и Ея молитве, Бог много нам прощает и во многом помогает. Она великая и милосердная заступница за всех нас!
О Нимбах на Иконах
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб.
В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы ОώH. Это греческое слово. В переводе на русский значит Сущий, а всегда существует только один Бог.
Над головою Божией Матери ставят буквы MR OV. Это первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога или Божия Матерь.
Нимб есть изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
Это невидимое сияние свега Божия иногда бывает видимо и другим людям.
Так, например, св. пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его.
Так и лицо преподобного Серафима Саровского, во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святаго, просияло как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного Серафима.
Так Господь прославляет святых угодников Своих сиянием света славы Своей еще здесь на земле.
О Святых Ангелах
В начале, когда еще не было ни Mиpa, ни человека, Бог сотворил святых ангелов.
Ангелы – духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души; но их Бог одарил более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны, и теперь благодатию Божией так утвердились в делании добра, что и грешить не могут.
Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. И слово «ангел» означает «вестник».
Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти.
Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию.
О Святых Людях На иконах мы изображаем также и святых людей или угодников Божиих. Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.
Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные.
Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святаго Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.
Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; a после сошествия на них Святаго Духа они проповедывали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.
Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
Четыре Апостола: Матвей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами.
Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимр, св. Нина, просветительница Грузии и др.
Мученики – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений, они скончались мирно, то их мы называем исповедниками.
Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками.
Умершие за святую вepy послe особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, как например: св. Великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.
Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.
Святители – епископы или apxиeпископы, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например: святой Николай чудотворец, св. Алексей, митрополит московский и др.
Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то-есть учителями всей христианской Церкви.
Преподобные — праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.
Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.
Бессребренники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.
Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миpy, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.
Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др.
Почему мы Православные Христиане
Мы называемся православными христианами потому, что веруем в Господа нашего Иисуса Христа; веруем так, как изложено в «Символе Веры», и принадлежим к основанной Самим Спасителем на земле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которая под руководством Духа Святаго неизменно правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа, то-есть принадлежим к Православной, Христовой Церкви.
Все остальные христиане, которые исповедуют веру в Христа неодинаково со святой Православной Церковью, не принадлежат к ней. К ним относятся: католики (римско-католическая церковь), протестанты (лютеране), баптисты и другие сектанты.